Социальная ответственность бизнеса

Жизнеспособность организации — концепция тройной нижней грани Д. Типология режимов социального государства Г. Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности. Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. В интерпретации либералов КСО заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Таким образом, КСО стало пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли.

Базовые концепции корпоративной социальной ответственности

Направленность концепций КСО Первая и наиболее традиционная подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса — увеличение прибыли для своих акционеров. Эта точка зрения была высказана Милтоном Фридманом в г. Она признает, что существует единственная социальная ответственность бизнеса — использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли и осуществляемых в рамках закона.

Проблематика социальной ответственности бизнеса приобрела М. Фридман разработал концепцию корпоративного эгоизма, которая заключает-.

Скачать Часть 5 Библиографическое описание: Особое внимание уделяется концептуальным подходам к проблемам КСО как в странах зарубежного мира, так и в России. В частности, почему корпоративная ответственность из области простых взаимоотношений между корпорациями и обществом стала учитывать влияние на бизнес политической сферы. Этот вопрос в статье рассмотрен через призму различных взглядов отечественных и зарубежных экономистов на деятельность компаний по отношению к государству и обществу.

Статья дает развернутый ответ на вопрос, почему корпорации помимо своей основной задачи, направленной на зарабатывании денег, стали стремиться к улучшению благосостояния общества. И как баланс между стремлением к прибыли и справедливым распределением благ достигается в странах с различной моделью развития корпоративной социальной ответственности. Статья затрагивает существенные различия в подходах КСО в континентальной и англо-саксонской моделях, а также останавливается на ситуации с корпоративной ответственностью в Японии и Великобритании.

С особой тщательностью в работе проведен анализ КСО в России, доказывающий необходимость учитывать политический аспект, который выражается во влиянии государства на перераспределение российского капитала через уплату налогов, обязательное участие в госпрограммах и соблюдении законов. .

На сегодняшний день в ведении 35 крупнейших пенсионных и суверенных фондов из 15 стран находятся активы общей стоимостью более 10 трлн долл. При этом большая часть из них направлена не на финансирование реального сектора экономики, а на предоставление займов хедж-фондам для осуществления спекулятивных сделок. В этой связи Р.

концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства В своем развитии за это время концепция социальной ответственности является американский экономист, Нобелевский лауреат М. Фридман.

Данные стандарты представляют определенный формат для составления нефинансового отчета и его верификации. К данному виду следует отнести рекомендации различных международных и национальных экологических организаций и , Европейские принципы экологического менеджмента и аудита , Руководство по измерению экоэффективности, разработанное ООН. Одними же из наиболее известных международных стандартов в сфере экологического менеджмента являются стандарты серии Разрабатываются авторитетными международными организациями.

В настоящее время этика корпоративного управления и прозрачность компании являются одними из важнейших условий доверия акционеров и, как следствие, благополучия всего бизнеса. Среди известных стандартов и рекомендаций в области корпоративного управления следует выделить американский закон Сарбейнса-Оксли, Рекомендации ЕБРР по внедрению рациональных деловых норм и корпоративной практики, Принципы корпоративного управления ОЭСР, Критерии Международной сети по корпоративному управлению, Принципы корпоративного управления Евроакционеров и др.

В качестве примера можно привести Руководство по добровольной отчетности в области устойчивого развития для компаний нефтегазовой отрасли, разработанное Международной ассоциацией нефтегазовой промышленности по сохранению окружающей среды .

Корпоративная социальная ответственность

Первичный соображений корпоративной социальной ответственности прений; - включает в себя библиографию - корпоративной социальной ответственности теорий За последние несколько лет, дебаты о характере и степени социальной ответственности бизнеса, приобрела напряженный и сложный характер. Число позиций были приняты по вопросу о"корпоративной социальной ответственности" далее именуемые КСО. В попытке разрядить часть этой сложности, я представлю обзор этой дискуссии и попытаться разобраться в различных подходах к определению ответственности предпринимательских структур в обществе в целом.

Я постараюсь также для объединения этих разнообразных подходов к КСО в рамках"лагеря" и сделать несколько общих замечаний об основах дискуссию как таковую. Наконец, я буду утверждать, что сложность обсуждения КСО может быть несколько упрощенный раз много разных теорий КСО классифицируются по отношению к одной основополагающий вопрос.

В году в знаменитом эссе «Социальная ответственность бизнеса — наращивать прибыль» Милтон Фридман высмеял любые.

Тема, казалось бы, настолько обкатана за последнюю пару десятков лет, что стоит произнести КСО, как все понимают: И так все ясно. Назвался бизнесом — социально ответствуй! В новой рубрике Русфонд намерен публиковать рассказы о лучших практиках отечественных бизнес-корпораций, о проблемах становления и путях развития этого движения в России. Договор стал результатом дискуссий, продолжавшихся в промышленно развитых странах в течение нескольких десятилетий.

Однако споров меньше не стало. Так что такое КСО: Это книга о крупнейшей промышленной компании ХХ века : А Национальная школа подготовки руководящих кадров для госаппарата Франции числит книгу первой в списке учебников. Хотя Декларация независимости и возлагает эту ответственность на правительство.

Эволюция представлений о корпоративной социальной ответственности

Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Нарушение принципа максимизации прибыли. Наличие ресурсов у бизнеса для решения социальных проблем. Расходы на социальную вовлеченность. Моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Развивая идеи социальной ответственности бизнеса, различные Нобелевский лауреат Фридман развивал этот же взгляд и говорил.

Левитта получила серьезную поддержку в работах влиятельного ученого, нобелевского лауреата в области экономики М. Фридман использовал более сложную, но по-прежнему нормативную аргументацию. Прежде всего он подчеркнул, что бизнес в целом не является субъектом какой-либо ответственности. Реальным субъектом социальной ответственности бизнеса являются лишь частные собственники и высшие корпоративные менеджеры [ , ]. Фридман отстаивал невозможность воровства и отрицания эффективного разделения труда с ценностных, нормативных позиций.

Что же касается пагубного влияния социальной ответственности на эффективность конкретного делового предприятия, то оно подразумевалось, но не доказывалось автором путем эмпирического анализа. Фридмана, в свою очередь, существенно диссонировали со ссылкой на политические процессы в качестве внешних сил, воздействующих на корпорации и их менеджеров.

Этой точки зрения придерживались институциональные экономисты, в частности Дж. Определяющую роль в становлении комплексного подхода к анализу внешних сил, детерминирующих обязанности корпораций и их менеджеров, сыграли работы профессора менеджмента из Университета Аризоны США К.

Как переспорить Милтона Фридмана

Несмотря на общую схожесть определений КСО, в мире существуют различные подходы к технологии ее реализации. В западном и российском научном и деловом сообществах нет единого подхода к пониманию КСО. За рубежом получили распространение три основных концепции социально ответственного бизнеса. Ее сторонники следуют классической формулировке идеолога либерализма М.

В интерпретации либералов социальная ответственность приравнивается к выполнению социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу выплата заработной платы и уплата налогов, выполнение социальных обязательств, прописанных в законе. В этом случае социальная ответственность бизнеса понимается как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли.

По мнению М.Фридмана, в свободном обществе «существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использование своих.

Приложение с первого полугодия по второе полугодие г. За десять лет — вдесятеро! Причем последний скачок совпал с арестом М. Так что мы имеем дело не просто с модой. Бизнес ответствен по своей природе: Насыщает рынок товарами и услугами. Платит налоги, обеспечивая существование государства. Словом, потребители получают товары и услуги, работники — зарплату, государство — налоги.

3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РУБЕЖОМ

КСО может иметь как стратегический, так и реагирующий характер. Такую модель, в которой выделяются два направления участия корпорации в жизни социума, создали М. Если стратегическому направлению присущи дальновидность, долгосрочные перспективы, социальные инвестиции улучшающие конкурентное положение фирмы, то реагирующее направление — это практика, направленная на покрытие общественных издержек поддерживающая репутацию фирмы в краткосрочной перспективе М.

Кларксон разделил заинтересованные стороны на две группы — первичные и вторичные, исходя из управленческих приоритетов.

Проблема корпоративной социальной ответственности (КСО) все более . венность бизнеса состоит в повышении его прибылей» М. Фридман.

И с тех пор на различных конференциях, в том числе на недавно прошедшей , участники всячески доказывали неправоту Фридмана, расколовшего акционеров и общество и поставившего во главу угла интересы акционеров. Нужно, думают многие, выровнять баланс интересов. Однако сам не стихающий вот уже полвека спор свидетельствует, что Фридман остался победителем — великолепное достижение в сфере общественных наук. Великий спорщик выиграл, выиграл потому, что умно задал рамки спора, а не потому, что внутри этих рамок блистательно применял логику.

И таким образом противники Фридмана бессознательно и всецело принимали изначальную предпосылку: С тех самых пор оппозиционеры вынуждены доказывать, что компромисс, то есть ущемление стопроцентного права владельцев, не наносит ущерба основам капитализма. Таким образом, бремя доказательства переносится на противников Фридмана: Вот почему и спустя полвека спор не сдвинулся с места.

Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности

КСО — это то, что компания делает больше, чем положено по закону. Это уже следующие уровни, которые также поддаются измерению. А стратегия рассчитана на воплощение чего-то более долгосрочного, чем единоразовая благотворительная помощь. Поэтому проекты по КСО — это проекты долгосрочные, приносящие устойчивость самому бизнесу.

Цель бизнеса в самом бизнесе, а поиском средств на Завоевание потребителя силами социальной ответственности тоже еще не.

Между тем, как может бизнес быть не социально-ответственным? Разве в его основе не лежит стремление производить во благо обществу товары и услуги, а также предоставлять людям работу? Милтон Фридман Доктрина социальной ответственности стала неотъемлемой частью корпоративной культуры многих современных компаний, и она коренным образом меняет роль корпораций в капиталистическом устройстве экономики. Даже несмотря на то, что капитализм оказался, с некоторыми оговорками, самой успешной экономической системой, когда-либо примененной на практике, в большинстве случаев общественная поддержка идеала свободной рыночной экономики остается во многих странах исключительно слабой.

Идеи корпоративной социальной ответственности отражают стремления многих бизнесменов потакать желанию широких слоев граждан придать капитализму более гуманное и социально справедливое лицо. Разумеется, это последнее, в чем нуждается современный капитализм. Сомнительно, что менеджеры компаний, провозглашающих себя социально-ответственными, в состоянии предугадать, как сделать мир в каком то бы ни было смысле лучше, но они явно способствуют ослаблению общественной поддержки идеала свободной рыночной экономики.

Социальная ответственность бизнеса...

Однако дискуссии об основах мировой экономики все еще далеки от завершения. Причем основной предмет споров — что является главным критерием эффективности: Клаус Шваб, основатель и исполнительный директор ВЭФ, в своей статье на отмечает, что бизнес, работающий на благо людей, а не ради быстрой наживы, — одна из наиболее эффективных форм отказаться от противопоставления"прибыльности и благосостояния населения".

Действительно, с этой точки зрения нет никаких противоречий между максимизацией прибылей и общим благом. Само по себе стремление к прибыли является социально полезной целью. Концептуальная основа противоположной точки зрения, которой придерживаюсь я, заключается в теории гарвардского экономиста Майкла Портера о создании общих ценностей.

данной темы — статья экономиста Милтона Фридмана под названием « Социальная ответственность бизнеса — увеличивать свою прибыль» ( г .).

Есть ли у корпораций морально-этическая обязанность помогать обществу? За подобными призывами кроется немудреный мотив: Выплаты налогов и денежных вознаграждений за труд собственных работников тут — недостаточно. Как же должно обстоять дело в действительности? Существует две основные формы участия корпораций в жизни общества. Это, во-первых — частичное распределение или инвестирование финансовых средств возможно, продуктов или услуг компании не на коммерческих, но — на благотворительных началах.

Во-вторых — добровольная общественная работа корпоративных служащих. Обсудим общие критерии корпоративного участия в жизни общества. В ней автор, удостоившийся впоследствии Нобелевской премии, осуждал всю концепцию социально ответственного бизнеса. Основная обязанность менеджеров — исполнение пожеланий владельцев предприятия,— писал Фридман в этой статье, — то есть — его акционеров. Желания акционеров сводятся, в основном, к одному — чтобы предприятие приносило как можно более высокий доход.

Если менеджеры считают, что несут ответственность перед обществом и обязаны ему помогать, они вольны делать это в частном порядке — на средства, которые они сами зарабатывают. Далее Фридман подчеркивал, что у менеджеров нет ни соответствующей профессиональной подготовки, ни общепризнанного права на то, чтобы отдавать предпочтение удовлетворению той или иной из конкурирующих социальных нужд.

Подобные решения — из области политики, где свободно избираемые представители общества взвешивают и оценивают интересы этого самого общества как единого организма, и решают, какие из них следует поддержать, в первую очередь.

Пример социальной ответственности бизнеса

Узнай, как мусор в"мозгах" мешает людям больше зарабатывать, и что можно сделать, чтобы очиститься от него навсегда. Кликни здесь чтобы прочитать!